Курс лекций по дизайну и искусству

На протяжении 17 столетия Испания постепенно сходила на положение второстепенной державы. И именно это время — XVII век — было эпохой расцвета самобытного испанского искусства. Объяснение этой причуды истории, может быть, нужно искать в том, что культура вообще есть продукт длительного предшествовавшего развития, а не только настоящего момента. И ее плоды созревают иногда с опозданием. Авантюристская испанская монархия, в отличие, например, от французской, не стала цивилизующим центром страны и попросту не могла стать диктатором ее художественных сил. А они росли из глубоких корней народной жизни, питались духовным наследие всей героической испанской истории, связанной с реконкистой. В реконкисте участвовали широкие массы народа, они проявляли инициативу и самодеятельность, вовсе не отличаясь приниженным забитым характером. В большинстве областей Испании крестьяне были свободны от крепостной зависимости. В средние века народное самосознание формировалось в Испании энергичнее, чем где-либо, кроме, может быть, Норвегии. Простодушный Санчо Панса у Сервантеса нисколько не похож на холопа — это полноценный человек, личность, и то, что дворянин Дон-Кихот обращается с ним почти как с равным, не случайно. За исключением знатных феодалов — грандов, испанские идальго были, правда, очень воинственны и ревниво оберегали свое до­стоинство, но искони бедны, чуть ли не нищи. Наконец, испанская интеллигенция — гуманисты, поэты, философы — тоже отстояла далеко от высокопоставленных кругов. Даже религиозные писатели, мистики подвергались гонению со стороны официальной церкви.

Испанское искусство второй половины 16 в. несет печать мрачного величия и трагизма. Дворцы, усыпальницы, монастыри подавляют своей несокрушимой мощью. Классическое наследие итальянского Возрождения вырождалось в догматы, регламентировавшие творчество мастеров в духе канонических требований католической церкви и королевского двора. В Испании распространялось проникшее из Италии течение маньеризма, сохранялись пережитки готики.

Подъем национального реалистического искусства начался с конца 16 в. Он ярко выразился в живописи, формировавшейся в мучительных исканиях.

Архитектура. Искусство барокко в архитектуре Испании. Застройка Мадрида. Черты Восточного искусства в интерьерах барокко. Эскориал.

Франческо Борромини. Гений-мастеровой. (1599-1667) – представитель стиля зрелого барокко в архитектуре. Интерьер дворцов. Безмятежный и блистательный талант Бернини сформировался в Риме в горячие годы начала века, когда ревностно определялись основные городские объекты. Погруженный в себя и бескомпромиссный Борромини, приехал в Рим около 1619 г. после ремесленного обучения мастерству каменщика в мастерской миланского собора. У него были сложные отношения с культурой и традициями. Борромини работал в тени Модерно и Бернини в непримиримом состязании с последним.

Искусство Испании 17 век Причины блестящего развития испанского Искусства. Краткая историческая справка развития Испании. Искусство барокко в архитектуре Испании. Застройка Мадрида. Черты Восточного искусства в интерьерах барокко. Эскориал.

Творчество Эль Греко. Особенности его живописи. Первым подлинно великим испанским художником на рубеже XVI и XVII веков был не испанец, а грек родом с острова Крит, за что он и получил прозвание Эль Греко, настоящее же его имя Доменико Теотокопули. Крит был тогда последним очагом угасшей византийской иконописи, и в юности Греко, по-видимому, писал иконы. Потом он переселился в Венецию, учился у старого Тициана и вошел в круг знаменитых венецианских колористов. Его картины этого периода — вполне итальянские по духу, больше всего напоминающие Тинторетто. Но в них есть какая-то очень индивидуальная нота экстатичности, звучащая еще не в полную силу.

Реализм творчества Хусепе Риберы. Одним из первых представителей реалистической школы Валенсии был Хусепе Рибера (ок. 1591—1652), живописец и график. Он учился у испанского художника-реалиста Рибальты, был последователем Караваджо. Посетив Рим и Парму, Рибера поселился и большую часть жизни прожил в Неаполе, однако остался глубоко национальным художником. В творчестве Риберы преобладали религиозные темы, трактованные с жизненной достоверностью, бытовой конкретностью и драматизмом. Художник обращался также к мифологическим сюжетам, писал портреты, воплощая в них, как и в реализованных композициях, национально-самобытные индивидуальные характеры испанцев из народа.

Материализм творчества Франсиско Сурбарана. Художественные идеалы Испании 17 в. по-другому воплотились в творчестве Франсиско Сурбарана (1598— ок. 1664), сыгравшего важную роль в развитии испанского реализма. Он родился в сельской местности, художественное образование получил в Севилье. Сурбаран писал сцены из монашеской жизни, мучеников, святых, но в рамках религиозных сюжетов убедительно рассказывал о современной жизни Испании, передавал обыденные сцены в строгих размеренных ритмах и композициях, в монументальных формах. Персонажи Сурбарана наделены душевным благородством, способностью к сильным чувствам.

Диего Веласкес. Мастерство композиционного и колористического решения в работах художника. Портретная живопись Веласкеса. Испанская живопись достигает вершины в творчестве Диего Родригес де Сильв Веласкеса (1599—1660), одного из величайших реалистов европейского искусства. Через долгие годы придворной службы он пронес идеи гуманизма, верность демократической традиции испанской культуры, любовь к простым людям. Более непосредственно и смело, чем его предшественники, он обратился к реальной действительности, расширив тематику живописи, способствуя развитию в ней различных жанров.

В поздний период творчества Веласкес создает замечательные по силе обобщения и сложности композиции. В условиях наступления католической реакции в Испании он воскрешает античную тему, волновавшую мастеров итальянского Возрождения. В картине «Венера с зеркалом» (ок. 1657, Лондон, Национальная галерея), развивая традиции Тициана, Веласкес идет дальше в сближении образа богини с реальной женщиной. Полная обаяния молодая испанка запечатлена на ложе в случайной непринужденной позе.

Авангард (фр. avantgarde - передовой отряд) - категория, означающая в современной эстетике и искусствознании совокупность всех пестрых и многообразных новаторских, революционных, бунтарских движений и направлений в искусстве первой половины ХХ в., знаменовавших завершение многовекового периода существования классической европейско-средиземноморской художественной культуры и начало ее глобального перехода в иное качество. В России его впервые употребил А. Бенуа в 1910 г. в негативно-ироническом смысле для характеристики ряда "авангардистов" на выставке "Союза русских художников".

Художественно-эстетическая феноменология основных направлений авангарда. Экспрессионизм. Его суть заключается в обостренном, часто гипертрофированном выражении с помощью исключительно художественных средств и приемов чувств и переживаний художника, иррациональных состояний его души, чаще всего трагического и экзистенциально-драматического спектров: тревоги, страха, безысходности, тоски, нервозности, разобщенности, повышенной эмоциональности, болезненной страстности, глубокой неудовлетворенности, ностальгии и т. п.

В преддверии 17 в. в архитектуре Испании господствовал интернациональный маньеризм со стилем платореско и идеями из Италии. В течение 15 в. Испания являлась прежде всего страной готического искусства. Введению форм и идей итальянского Ренессанса помешало запоздалое принятие стиля платореско. Ренессансные мотивы интерпретировались в чисто декоративном смысле – большинство исламских и готических элементов были также трактованы как чисто формальные элементы  - и прикладывались к структурам, которые оставались средневековыми в своей основе. Например, фасад Госпиталя Санта-Круз в Толедо или фасад университета в Сала манке. Только заказчики из числа придворных Карла 5 и Филиппа 2 , которые находились в тесном контакте с Италией, поскольку Испания владела Неаполитанским Королевством, знали о существовании классической архитектуры. Некоторые здания начала 16 в. выдают знания итальянского ренессансного искусства частью испанских архитекторов – Лоренцо Васкес, Энрике Эгас, Диего де Силоэ, Алонсо де Коварбиас. При создании Эскориала, монастыря-дворца-мовзолея, построеного Филиппом 2, происходит поворот в сторону величественного классицизма, в большей степенью связанный со строгостью испанской религиозной реформы. Правление Филиппа 2 отмечает начало периода распада, или, во всяком случае, затишья перед тем, как Испании изменила политическая и военная фортуна. Парадокс, но все это случилось в момент наступления Золотого века иберианской культуры.

Образ Филиппа 2 Испанского неразрывно связан с возведением Эскориала. Этот дворец построен из серого гранита за пределами Мадрида. Совместив в себе храм, монастырь, резиденцию и крепость, комплекс начал строить Хуан Батиста де Толедо и завершил его помощник Хуан де Эркера. В работе Эркера явно прослеживается влияние итальянцев Виньолы и Серлио, но известно, что сам король играл важную роль в проектировании здания. Он внес не мало изменений в первоначальные чертежи, которые отражали его склонность к итальянским образцам и глубокую религиозную набожность. План комплекса подчеркивал важнейшее значение церкви. Несмотря на то, что проект церкви сделан последним, она была окружена рядом внутренних дворов, заключенных во впечатляющих размеров каменный массив размером 204х161 м. Это здание стало своеобразным эхом позднеримской постройки  - дворца Диоклетиана во Сплите. План Эскориала также похож на форму решетки, на которой был предан мучениям Святой Лаврентий, и связано это с тем, что строительство комплекса было приурочено к победе испанцев над французскими войсками при Сант-Квентиле в 1557 г. – в день Святого Лаврентия.

Хуан де Эррера. Архитектура Испании второй половины 16 в. развивалась под непосредственным влиянием архитектуры итальянского Возрождения. Главным представителем ее был Хуан де Эррера (1530-1579). По имени этого мастера сам стиль Высокого Возрождения в Испании называют «эрререск». Главной работой Эрреры является королевский дворец Эскориал. Построенный для Филиппа 2 этот дворец объединил церковь св. Лаврентия, монастырь, королевские покои, мавзолей-усыпальницу королей и библиотеку. Он представляет собой гигантский по размерам прямоугольник с угловыми башнями, центрирующим здание церковным куполом. Эскориал отличается строгостью, суровой простотой общего решения, почти полным отсутствием декоративных элементов и своим мрачным обликом напоминает крепость. Интерьеры характеризуются той же простотой и лаконизмом. Крупными работами Эрреры являются также собор в Вальядолиде и биржа в Севилье.

В Эскориале единая общность концепции и декоративного убранства, сведенного к минимуму с одной стороны, исходит из правил итальянской школы. С другой – продиктована строгостью испанской религиозной реформы. Строительство Эскориала начинает новый период в испанской архитектуре, который будет отмечен отказом от поздней готики и платореско с его интересом к римской архитектуре, руководствующейся правилами Виртрувия. Дворец даже стал неким знаком начала абсолютизма в испанской архитектуре. Решение Филиппа 2 соединять королевский дворец с гробницами Габсбургом и монастырем стало демонстрацией отождествления светской власти и духовной. Эскориал знаменует конец Ренессанса и начало испанского Золотого века.

Здесь следует упомянуть хотя бы об одном из самых поразительных памятников мавританского искусства на территории Испании— об Альгамбре, дворце в Гранаде, построенном в XIV веке. Снаружи он обнесен толстыми крепостными стенами, но внутри, в покоях султана, во внутренних дворах — Миртовом и Львином — создано подобие блаженного магометанского рая, сказки из «Тысячи и одной ночи». Здесь лениво журчат фонтаны, по мрамору муаровым покрывалом струится вода, по стенам и аркам струится бесконечно затейливый золотой и лазурный арабский орнамент. На легких колонках держатся декоративные своды, похожие на сталактиты и на пчелиные соты: как будто какие-то одаренные разумом и талантом пчелы выстроили этот поистине волшебный дворец.

В это же время и раньше в королевствах Испании — Кастилии, Леоне, Арагоне, — а также в Португалии, уже освободившихся от мавританского владычества, строились христианские готические церкви дворцы. Их архитектура впитывала заманчивую сказочность зодчества и декоративного убранства злейших врагов — мусульман. Иногда церкви строились на месте мусульманских мечетей, а минареты переделывались в колокольни. Использовались мусульманские подковообразные арки, хрупкие аркады, плоскостный кружевной декор Соединение всего этого с европейской готикой получило назвав стиля «мудехар». В конце XV века, после завершения реконкисты архитектура Испании стала еще роскошнее, праздничнее и черты мавританской нарядности проступили еще сильнее. Теперь это был стиль «платереск» (ювелирный).

Развитие ренессансных форм в архитектуре и изобразительном искусстве в Испании протекает медленно. В 15-16 в. в испанской архитектуре еще господствуют переходные формы от готики к Ренессансу. В это время получает распространение так называемый стиль «платереско». Его характерной особенностью является тонкая и обильная, как бы ювелирная орнаментация. В отделке используются декоративные мотивы архитектуры Ренессанса. Типичным памятником стиля «платереско» является ратуша в Севильи. Ренессансные формы архитектуры утверждаются в Испании лишь в середине 16 в.


На главную