Курс лекций по дизайну и искусству

Искусство Испании X века.

Архитектура. Региональная специфика испанской архитектуры. Освоение форм французского монастырского зодчества. Влияния ислама.

Проблема мосарабского искусства и архитектуры. Мосарабские черты в Сан Мигель де Эскалада (боковая галерея, по типу ливана в мечетях, подковообразные арки и план апсиды). Круг мосарабских памятников (между серединой IX и первой половиной X): храмы Сан Кир де Педрет, Сан Мартин де Феноллар, Сан Фелиу де Боада. Особенности их структуры: небольшие размеры, плоские перекрытия, за исключением апсид и хора, отсутствие трансепта. Типологическая характеристика: провинциальное, более примитивное, ответвление архитектуры каролингов (появление западной апсиды в Сан Пере де Бургал). Появление храмов со сводами в нефе во второй половине X века - Санта Мария д’ Амер и Санта Чечилия де Монтсеррат.

Воплощение типичных для эпохи черт в храме Сан Мигель де Кукса (974): план из трех нефов, развитой трансепт с двумя глубокими капеллами на каждом рукаве, с квадратным восточным завершением по ширине нефа. Арки X века - подковообразны, по арабскому образцу. Архитектурные детали восточного типа.

Романский стиль Романская эпоха: политические и религиозные события, оказавшие влияние на развитие искусства этого периода и отразившиеся в его памятниках. Теология и философия.

«Первый романский стиль». Значение XI столетия в формировании романского стиля. Распространение первого романского стиля: географическое - северная и центральная Италия, Каталония, нижний Лангедок, Прованс, долины Роны и Соны, рейнские земли, частично центральная Европа и хронологическое – первые черты проявляются в некоторых регионах уже в середине X века. К 1060-1080 уступает место зрелому романскому стилю. У его истоков - противоборство и взаимопроникновение культур Востока и Рима, средиземноморской и варварской архитектурных традиций. Сосуществование первой романики с другими стилистическими тенденциями в XI веке.

Линия цистерцианской архитектуры. Храмы Нормандии. Расцвет норманнской архитектуры со второй половины XI века. Длительное сохранение плоского стропильного перекрытия - Жюмьеж, Байё. Храмы Кана - Сент Этьенн и Сент Трините – вторая линия развития архитектуры Нормандии. Перестройка храмов Кана (1120 – 1130) и новая фаза эволюции норманнской системы сводов. Протоготические черты в применении декоративного нервюрного свода и развитии центрального нефа в высоту.

Романская архитектура Испании. Контакты с исламом и их влияние на процессы формотворчества. Значение мосарабского искусства. Проблема испанских черт (независимых от Франции) в романской архитектуре и их усиление на поздней стадии эволюции стиля. Второй романский стиль в Каталонии (XII век). Более сложные архитектурные планы и композиции трансептами и деамбулаториями. Развитой скульптурный декор, сформировавшийся под влиянием скульптуры Руссийона, Прованса и Тулузы.

Скульптура Италии. Стиль, иконографические схемы, темы и образы. Влияние скульптуры Прованса на Италию. Проблема авторской скульптуры. Творчество Никколло, творчество Вилигельмо. Скульптор и архитектор Бенедетто Антелами - формирование и эволюция стиля. Проявление новых норм и принципов построения пространства и моделировки фигуры в его композициях. Творчество Антеллами как объективное звено между античной и ренессансной пластикой.

Живопись Италии. Место и значение итальянских художественных центров в искусстве Западной Европы этого времени. Роль античного и раннехристианского наследия в итальянском искусстве и ориентация ряда школ на него. Италия как место встречи разнообразных художественных влияний – византийских, арабских, заальпийских. Региональные стилистические отличия. Возрождение и экспансия искусства мозаики в XII веке. Влияние византийского искусства на эти процессы.

Романская иллюминация. Развитие богословия в XII веке, традиции изучения и толкования Библии. Типы и виды иллюминированных книг. Большие романские иллюстрированные Библии. Нарастание роли Псалтыри и их специфика как книг для домашнего, частного использования. Активное иконографическое творчество, эксперименты со старыми изобразительными схемами, создание новых. Грабарь: Творчество в области иконографии предшествует творчеству в области стиля. Ведущая роль Франции в этих процессах. Аспекты иконографического творчества (умозрительный, типологический и т.д.). Роль византийских образцов – прежде всего в стилистике.

Немецкая иллюминация. Формирование нового стиля – итог имманентной эволюции оттоновской иллюминации в сочетании с итало-византийским стилем, часто идущим из Клюни. Большая близость немецкой иллюминации к Италии, чем к Франции. На рубеже XII-XIII веков – нарастание многообразия и экспериментов на фоне отсутствия последовательной эволюции. Точки схода между различными центрами: влияние «византийской волны» последней трети XII века и новый интерес к изображению человеческой фигуры.

Иллюминация. Подъем в искусстве иллюминации с первой половины X века. Две доминанты, определяющие специфический и самобытный региональный стиль: А) привлечение иконографических формул поздней античности, переработанных вестготами и мосарабами. Б) особое понимание пластических ценностей и пространственных отношений в живописи. Плоскостность и стилизация, доходящая едва ли не до абстрактности. Оригинальность стиля – прежде всего в решении фигур и построении пространства. На этом фоне - проникновение меровингских, каролингских и византийских форм в орнамент. Отсутствие в испанском искусстве черт, послуживших основанием для названия каролингской эпохи «ренессансом».

Центры иллюминации в X веке: Сан Мигель де Эскалада, Сан Педро де Кардена, Валераника, Тавара и др. Особенности манускриптов: наличие подробных колофонов, в соответствии с античными традициями. Обозначение в колофонах места, даты и авторов кодекса. Библия Албарес, 920 г. Библия Валераника, 960 г. В цикле Ветхого Завета – очень древние источники образцов.

Комментарии к Апокалипсису монаха Беатуса из Лиебаны (составлены в 784 г.): яркий, самобытный стиль, его значение для испанского искусства, для романской живописи и романской скульптуры Испании. Развитие традиции копирования комментариев с X по XIII век. Древнейший сохранившийся экземпляр - Беатус из Сан Мигель де Эскалада, 926 (922?) г. 970 г. – Беатус из Тавары (сейчас в Мадриде). 975 г. – Беатус из Жероны (место производства – Тавара?). 1086 г. – Беатус из Бурго де Осма. Влияние «научной» иконографии поздней античности на иллюстрации Апокалипсиса Беатуса.

Искусство Англии X века.

Архитектура. Отличительные черты по сравнению с континентальной архитектурой – в основном деревянная, отсутствие больших масштабов, провинциализм, несовершенная строительная техника. Проблема влияний континентальной архитектуры: реконструкция по программам больших каролингских базилик кафедральных соборов Винчестера, Кентербери, Элмхама, появление западных культовых центров в Чичестере и Абингдоне, башен на фасаде в Элмхаме.

Живопись. Так называемый поздний англосаксонский период - дальнейшее развитие стиля островной иллюминации, время тесных контактов с континентом. 60-е годы X века – возрождение бенедиктинских аббатств и создание новых после набегов викингов. Влияние реформаторских идей Клюни. Сильные литургические влияния из Корби и Сен Дени. Две тенденций в иллюминации X-XI веков: а) сохранение и переработка старой островной традиции; б) каролингские влияния с начала X века и до 1000 года, идущие из Метца и франкосаксонской школы Сент Аманда.

Характерные особенности позднего англосаксонского стиля: орнамент в виде листьев аканфа, часто образующий рамку вокруг изображения, перьевой или расцвеченный инициал, богато декорированный орнаментом островного типа, контурный, штриховой рисунок, однотонный или многоцветный, новые иконографические композиции. Особое значение цветного контурного рисунка.

Расширение традиции «портретов» с X в. «Портреты авторов» на фронтисписе (наряду с распространенными в раннем периоде портретами евангелистов и царя Давида). Уникальное сочетание условного «портрета» автора и атрибутов или аллегорической фигуры в одном эмблематическом образе (напр. в De Consolatio Philosophiae Боэция и Regula Pastoralis папы Григория Великого).

 Манускрипты в технике перьевого рисунка и школа Кентербери. Влияние континентальных памятников, прежде всего школы Реймса через Утрехтскую Псалтырь. Местонахождение Утрехтской псалтыри в Кентербери с 1000 года и многократное ее копирование. Одна из первых копий – Harley Psalter (ок. 1000 года). Значение Утрехтской Псалтыри для формирования графического, наиболее характерного для позднего англосаксонского периода, стиля (Псалтырь Бари Сент Эдмун, XI век).

Винчестерский стиль в иллюминациях – сложение во времена правления Альфреда Великого в Винчестере и ряде аббатств юга Англии. Стилистическое единство памятников. Влияние континентальной иллюминации и трансформация ее стилистических особенностей на основе англосаксонского искусства. Расцвет – в X и XI веках. Характерные черты: А) декор из листьев аканфа, Б) своеобразный компромисс между элементами иллюзионистического рисунка и редукцией элементов фигуры до декоративных мотивов. Доминанта декоративного решения. Хартия короля Эдгара и Бенедикционал св. Этельвольда (между 963-984).

 Копирование Утрехтской Псалтыри в Винчестере – Винчестерская псалтырь 1000 г. – один из лучших образцов позднего англосаксонского искусства. Образ Богоматери.

С 30-х годов XI века до начала XII: сохранение англосаксонского стиля на фоне определенной ассимиляции каролингских традиций. До конца столетия – тенденция к все большей стилизации, к превращению многих элементов в абстрактно - декоративные. Разное влияние норманнского завоевания на развитие отдельных видов искусства: огромное значение взаимодействия с норманнской традицией для архитектуры (на фоне отсутствия собственных значимых традиций) Сила собственной стилистической традиции и индифферентность к изменениям в эволюции иллюминации. Памятники: Миссал Роберта Жюмьежского (40-е годы). Два Евангелия из Вайнгартена (50-е – 60-е годы), Псалтырь из Питерборо (50-е – 60-е годы), Псалтырь из Винчестера (ок. 1050).

The Boulogne Gospels (школа Сент Омер) – наиболее богато иллюстрированный манускрипт из всех, относящихся к позднему периоду. Сочетание контурного рисунка и живописного стиля. The Ramsey Psalter (Винчестер) – сцена Распятия. Winchcombe Psalter (середина XI века) – дальнейшее развитие позднего англосаксонского стиля. Портрет царя Давида на фронтисписе.


На главную