Курс лекций по дизайну и искусству

Архитектура Константинополя 9-12 веков.

В Константинополе все храмы этого времени - крестово-купольные на 4 колоннах. Сев. церковь монастыря Липса 908 год. В 13 веке пристроили Южную церковь. Обе церкви окружены в 14 веке экзонартексом и параклесие (пристроенный ней на юге). Сев. церковь. рукава креста ясно выделены. колонны держат купол. Кругового обхода нет. В углах - маленькие ячейки, план –прямоугольный. В рукавах - цилиндрические своды. В боковых компортиментах - крестовые. Колонны---церковь зального типа. В нартексе крестовые своды. Галерей нет. 3 апсиды. В жертвеннике и дьяконнике - крестовые своды лепестковой формы. Пространство едино и цело. Смешанная кладка: плинфа и камень(константинопольская черта). Хоры только над нартексом. Наверху есть закрытые помещения. как туда попасть? 2 теории. Брунов: было 5 нефов. Другая теория: были внешние мраморные балкончики. Рукава креста приподняты, барабан вытянут, прозрачность стен, изысканность. В апсиде-3 окна. Свободное текучее пространство. Мерилейон(усыпальница императора Романа). Храм на храме. Нидний - на 4 колоннах, без купола, с крестовым сводом. - это усыпальница, верхний - собствено храм, на 4 столбах. Мощь, целиком из кирпича. Сильные контрфорсы. Пониженные угловые компартименты. Окон много, масса стены облегчается. хотя при этом пластичность. высокий барабан с 8 окнами. План - свободный вписанный крест. !!!!особенность Мерилейона: все ячейки перекрыты крестовыми сводами, даже рукава креста. Фасад делится на 3 яруса окнами. Халендор Хане Джами. Конец 11-начало 12 века. Большой храм. полосатая кладка. позакомарное покрытие. Столбы - продолжение стен, они слиты со стенами. 3-ярусность. Купол тыквообразный. Все облицовано внутри мрамором. Алтарные столбы имеют большие мраморные рамы для мозаических икон. Ц.Федора(Килисе-Джами) Примерно 1100 год. Типичный константинопольский храм. На 4 колоннах. Повышенные рукава креста. пониженные боковые компортименты. В плане - квадрат. 1 купол.5гранная апсида. С большим традиционным трехстворчатым окном. Сверху каждой грани - ниша. Полосатая кладка. Есть нареткс. Позже в 14 веке пристроен экзонартекс с 3 куполами. Одноярусность - главенство вертикали. Над нартексом - галереи. 3 церкви монастыря Пантократора. Они объединены как внешне,так и внутренне. В центре - однонефная двухкуполная (купола опираются на подпружные арки). усыпальница Имануила Комнина Сер 12 века. Северная церковь -однокупольная, крестово-купольная на 4 столбах. Южная-2 купола. С и Ю большие. NB 12 век-увеличение масштаба построек. Все апсиды граненные, со сплошными окнами с колонками. Над окнами - ниши. позакомарное перекрытие. Сев. ц. - раньше Ю. Ю-2 половина 12 века. Перед южной - экзонарткес. Кладка - полосатая. Ю - на 4 колоннах. надо нартексом - галерея. В Сев. Церкви на полу-12 мраморная инкрустация с изо подвигов Геракла.

Византийскме постройки Италии 11-12 веков Византийские мастера 11—12 вв. работали и вне пределов империи, в частности в Италии. Это получило наиболее яркое отражение в памятниках Венеции и Сицилии, то есть тех мест, которые исторически были особенно тесно связаны с Византией. Не подлежит сомнению, что приезжие мастера работали здесь совместно с местными в общих артелях; со временем в этих итальянских центрах вырабатывались свои, отличные от Византии, формы искусства. Собор Сан Марко в Венеции.

Сербская архитектура 12-14 веков. Влияние северной греческой архитектуры, на которую накладывается романское влияние. Крестово-купольная форма плана зачастую дополнена удлиненным нефом к западу. Центричность засчет пирамидальной формы. Трехчастные фасады, разделенные лопатками. Пониженные боковые апсиды с перекрытиями конической формы. Часто облицовка мрамором, фигуративная резьба, перспективные порталы. На западной стороне развитый экзонартекс.

Два стиля в развитии искусства миниатюры в раннем периоде и их зависимость от противостояния двух церквей на островах: Вторая половина VI - первая половина VII столетий - период сложения англоирландского стиля. Памятники, характерные для этого периода: Кэтак св. Колумбана - II пол. VI или I четв. VII в. Первый Ашеровский кодекс - ок. 600 г. или 615 г. Первое Даремскле Евангелие -I пол. VII века.

Искусство Рима времен варварских королевств. Живопись «малого римского Возрождения» и Пасхалиевского «ренессанса»: Первая попытка возвращения к раннехристианскому искусству и причины, вызвавшие ее. Программа монументального живописного декора (мозаики, фрески) римских церквей – идейные основания, реконструкция раннехристианских образцов, новые смыслы. Санта Мария Антиква – первые росписи – VI век. Фрагмент «Богоматери на троне» с двумя ангелами по сторонам. Сходство с иконографическим и композиционным типом, сложившимся в иконописи, но новая, по сравнению с Санта Мария Маджоре, концепция образа Марии, акцент на ее божественную сущность.

Исскуство раннего средневековья Эпоха каролингов и развитие культуры. Значение реставрации западной империи для развития культуры региона. Культурная политика Карла Великого, ее цели и задачи, влияние на архитектуру и искусство. Реформы, связанные с монастырской жизнью и образованием. Реорганизация средневековых школ Карлом Великим. Алкуин Йоркский - советник короля по культуре и образованию. Введение Алкуином трехступенчатого обучения. Идея «новых Афин». Теодульф и другие соратники Карла Великого.

Евангелие Сент Круа в Пуатье. Эвангелиарий Годескалька (781-783) - у истоков дворцового стиля. Скрещение восточных, островных и римских влияний. Синтез черт, типичных для каролингского стиля.

Фрески Сан Винченцо в Галиано, северная Италия – параллель с Оберцелле. Миниатюра Оттонов. Развитие стиля от каролингов к Оттонам, место и значение каролингских элементов. Евангелия – среди лучших книг эпохи. Дальнейшее развитие каролингского типа портретов евангелистов. Развитие и усложнение христологического цикла. Проблемы византийских влияний. Изменения в иконографии. Нарастание мистицизма, отвлеченности, абстракции. Удаление от античных реминисценций. Формирование ряда черт романского стиля.

крестово-купольные храмы Греции 9-12 веков.

Кроме Дафнии, Кафоликона монастыря Хосиос Лукас и Неа Мани на о.Хиос- все храмы Греции- крестово-купольные на 4 колоннах. греческие черты: полосатая кладка. Паребрики. Но в Афинах—каменная кладка. Афины. Агора. Храм св. Апостолов.11 века

Небольшой, изысканный. Ярко выраженный крест. Особенность: снаружди между рукавами креста- трехгранные выступы- аписидионы. +присавленный нарткес. есть остатки атриума. Афины церковь свв.Федоров. сер 11 века Иерархия объемов Ложные тройные окна. Куфический шрифт (имитация арабского) Тенденция к утолщеию стен, к зщатемненности. Храм-замкнутый мир. Ц.Капникарея в Афинах 11-12 века. Открутый экзонартек. +купол над приделом с сев стороне. Ментшье окон,у величение массивности. Статичность. Нарастание обхемов. 3 3-гранные апсиды. Ц.Малая Метрополия 2 пол 12 века. Уменьшение масштабов. Каменная кладка с включением мраморных плит с рельефами (взятые из разных эпох -античность, раннее христианство) Пониженные боковые компартименты. Мербака.(провинциальный город) Храм сер 12 века.храмы подобные этому по всем греч провинциям. Крестово-купольный на 4 столбах, боковые компартименты понижены. Мало окно, мало естественного света. Толстые столбы. Толстые стены. г.Элис. храм похожд на храм в Мербаке,но чуть другие пропорции Фессалоники Ц.Панагеи тон Халкоен на 4 колоннах Целиком из кирпича. Очень высокий барабан. Позакомарное перекрытие Над нартексом-2 купола. Пластическая интенсивность стен. Иерархия объемов. Логичная структура.

Октогон на тромпах

Как подтип крестово-купольного храма появился тип октогона на тромпах. .Неа-Мани. Монастырь –на острове, основан Константином Мономахом. сер 11 века Крест-купольный октогональный с трмпами(переход от сводов к куполу) Большой купол на высок барабане. 3 апсиды. С запада- огромная колокольня (поздняя), экзонартекс и нартекс. Купол реально оприается на 8 опор, но эти опоры-выступы стен, на которые еще наложены пилястры .в углах-тромпы.итого-8 арок. Купол перестроили после землятресения. В 17 веке.  Над экзонарткесом-3 маленькх купола с мозаиками. Купол главнй -в диаметр храма, так как опоры -в стене, то единое пространство. стены толстые, та как тяжесть купола на них. Между аркоцй и тромпом- парус, итого 8 парусов. Во всех тромпах мозаики. По углам-маленькие колонки. для облицовки стен внутри- мрамор, темный--напряженность.Самый большой храм на тромпах кафоликон 1 пол 11 века монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Купол здесь-на 8 опорах,но есть и тромпы. рядом маленький храм Богородицы на 4 колоннах конца 10 века. Малый храм-3апсиды,граненый,полосатая кладка:кирпич и ксмень(греческая черта)_фризы- паребрики. Храмы соеднинены внешне и внутренне. Экзонартекс малого храма связан галереей большого. Кафоликон: есть галерея,2ярунася структура. Столбы толстые,мощные,8-гранный барабан. Цилиндрические своды в рукавах. А так-крестовые своды. Храм монастыря в Дафнии(пригород Афин)-октогон на тромпах(или кресто-купольный октогональный храм с тромпами) Октогон—соответственно,8 опор. 3 нефа. Посвящен Успению Богоматери. Это царский монатсырь,по дороге из Константинополя в Афины. Облик сроже,но греческие черты:полосатая кладка(чередование кирпича и камня, обязательно кирпич- вокруг окон и в апсиде) Пониженные боковые компартименты, есть экзонартекс со стрельчатыми арками (так как после крестового похода здесь лы франицисканский монатсрыь некоторое время). Окна арочные,с колонками. Особенность Дафнии: Везде крестовые своды. Одноярусная структура.


На главную